Карта сокровищ

«Личностный рост» — понятие психологии: http://www.karta-sokrovish.by/.

Изначально было сформулировано в рамках гуманистической доктрины К. Роджерса и А. Маслоу, впрочем в реальное время обширно применяется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте базируется на положительном видении первоначальной природы человека и вероятности становления внутреннего потенциала. Впрочем вдалеке не все современные психологические доктрины исходят из наличия у человека добросердечной, конструктивной и саморазвивающейся сущности, и по представлению о сущностной природе и потенциале человека эти доктрины довольно отчетливо разделяются на четыре группы:
К группе «доверяющих» (оптимистов) с самой радикальной точкой зрения, утверждающей безоговорочно-положительную, добросердечную и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, тот, что раскрывается при соответствующих условиях, относятся представители школы К. Роджерса и А. Маслоу. В данном подходе личностный рост естественен, правда может быть заторможен в случае отрицательного окружения и поддержан окружением положительным.

Экзистенциальный подход В. Франкла и Дж. Бюджентала придерживается больше осмотрительного взора на человека, тот, что исходит из того, что первоначально человек не владеет сущностью, но обретает её в итоге самосозидания, причём положительная актуализация не гарантирована, но является итогом собственного свободного и ответственного выбора человека.

Достаточно распространена позиция (бихевиоризм и множество подходов в советской психологии), согласно которой у человека природной сущности нет, он первоначально представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, дозволено говорить скорее о вероятности личностного становления.

Согласно взорам христианской антропологии природа человеческого естества позже грехопадения Адама находится в извращенном состоянии, а его «самость» есть не личностный потенциал, но преграда между человеком и Всевышним, а также и между людьми. Христианский идеал человека простого, смиренного и целомудренного безгранично далек от гуманистического идеала благополучно адаптирующейся в этом мире самореализующейся, самодостаточной фигуры, наслаждающейся востребованным моментом, верящей в «влияние человеческих вероятностей». По православному учению, человеческая душа не только тяготится к высшему, но и подвержена наклонности ко проступку, которая лежит не на периферии духовной жизни, но удивляет самую её глубину, извращая все движения духа.

В НЛП представление «личностный рост» не применяется, от того что данный подход только моделирует удачные спецтехнологии и твердо отказывается решать вопросы «что в природе человека есть на самом деле».

Самоактуализация — тяготение человека к особенно полному обнаружению и становлению своих личностных вероятностей. В некоторых направлениях нынешней западной психологии самоактуализация выдвигается на роль основного мотивационного фактора в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением фигуры движут биологические силы, а его толк заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде. Достоверная самоактуализация полагает присутствие благоприятных общественно-исторических условий.

В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с поддержкой самоактуализации человеку допустимо реализовать себя, приобрести толк своего существования, стать тем, кем он горазд стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие».

Читайте также: